Общественное Движение социально-психологической
             помощи    Р е т р и
Решаем школьные проблемы Марк Сандомирский Будь здоров - не болей! - № 11(41). - 2002. - С. 15 Несмотря на то, что проблема стрессов, если можно так выразиться, круглогодична, некоторые стрессы явно тяготеют к определенным сезонам. И осенью почта все чаще приносит письма, в которых читатели задают вопросы о стрессах у детей, связанных с учебой в школе. Приведем типичный случай: "В этом году мой сын пошел в первый класс. Прошло два месяца, и его как будто подменили. Вместо прежней жизнерадостности - обидчивость, постоянная плаксивость. Ребенок из послушного превратился строптивого и капризного, а когда нужно утром собираться в школу, особенно после выходных, дело доходит буквально до истерик. Домашние задания делаем также через "не хочу", со скандалами, засиживаясь до поздней ночи. И что меня особенно беспокоит - ребенок стал вялым, плохо ест, спит беспокойно. Мы были у педиатра, сдали все анализы, которые были назначены, но никаких отклонений в них не обнаружилось. Доктор говорит, что все это из-за стресса. Объясните, может ли так быть на самом деле? Неужели во всем виновата школа?" Действительно, все описанные расстройства у ребенка могут быть проявлениями стресса. И здесь важно упомянуть об ошибочности распространенных представлений о беззаботном и безоблачном "золотом детстве", еще не омраченном проблемами будущей взрослой жизни. На самом деле, стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто и причины, и внешние проявления их иные. Известно выражение зарубежных психологов: "Быть ребенком - значит испытывать стресс". С этой точки зрения, быть ребенком в школе - значит испытывать стресс вдвойне. В ряду всевозможных стрессов у ребенка именно школьный стресс, когда не только обучение, но даже само пребывание в школе ложится тяжелым грузом на детские плечи, является одним из наиболее частых. И это не только проблема переживаний из-за плохих отметок, но, что гораздо серьезнее, проблема для здоровья школьника в целом. Школьные стрессы имеют два возрастных "всплеска". Первый из них - это младшие классы, особенно первый год учебы, когда основной проблемой является привыкание (адаптация) к учебным нагрузкам и школьному режиму. Второй пик стрессов наблюдается в подростково-юношеском возрасте, когда проблемы связаны уже не только и не столько с учебой, сколько с самоутверждением, поиском своего места в жизни, новым характером отношений со сверстниками. Бурные проявления стрессов у первоклассников, нарушения их адаптации к школе могут быть связаны с рядом причин. Во-первых, это особенности характера ребенка и его воспитания в семье. Особенно трудно приходится впечатлительным, застенчивым детям, не посещавшим дошкольные учреждения или крайне привязанным к матери. Во-вторых, неблагополучие со стороны нервной системы - последствия перенесенных заболеваний или проблем при рождении - приводящее к ее истощению (астенизации), повышенной утомляемости при учебных нагрузках. (На этом фоне возможно также обострение самых разнообразных хронических заболеваний, имевшихся ранее). В-третьих, особые образовательные потребности и нестандартное мышление, когда ребенок справляется с заданиями не так, как большинство учеников в классе. Как утверждает современная медицинская психология, важнейшей причиной многочисленных стрессов и проблем со здоровьем служит несоответствие природного устройства нервной системы человека и современного образа жизни. Пожалуй, наиболее ярко это проявляется именно в развитии школьного стресса у учеников младших классов. Дело в том, что у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста более активно правое полушарие мозга, его правая "половинка", связанная с наглядно-образным мышлением, целостным и детски-непосредственным восприятием мира, а также способностями к художественному творчеству. Обучение же ребенка чтению и письму, решение математических задач, а также ориентированное на логику запоминание цифр и фактов связано с преимущественной активностью другой "половинки" мозга - левого полушария, отвечающего за словесно-логическое мышление. Подобная односторонняя перегрузка детского мозга влияет на его развитие, приводя к нарушению взаимоотношений полушарий друг с другом, что в свою очередь предрасполагает к возникновению как нервно-психических, так и телесных (психосоматических) расстройств. Как предупредить школьные стрессы у первоклассников или хотя бы смягчить их проявления? Помимо эмоциональной поддержки в семье и заблаговременного приучения ребенка к правильному режиму учебных занятий, необходимо также прививать ему навыки повседневной психогигиены. Последние включают психолого-коррекционные упражнения, гармонизирующие состояние нервной системы, уравновешивающие баланс активности полушарий мозга. Наиболее показательным в этом плане является поистине универсальное упражнение "Дыхание через ладони", о котором мы уже писали ранее как о методе психологической "скорой помощи" ("Будь здоров - не болей!" за апрель этого года). Оно представляет собой сочетание успокаивающего брюшного дыхания с наблюдением за ощущениями в руках (ладони при этом расположены параллельно друг другу на расстоянии 0,5-1 см). Целью упражнения является выравнивание асимметрии ощущений в правой и левой кисти (связанных с разными "половинками" мозга), вызванной состоянием стресса или утомления при умственной работе; при этом нервная система как бы переключается в особое, природно-естественное состояние. Вначале упражнение осваивается ребенком с помощью родителей - для этого необходимо превратить его в совместную игру. В дальнейшем ребенок приучается выполнять его самостоятельно, по 2-3 минуты, заполняя короткие перерывы между учебными занятиями, которые необходимо устраивать каждые 30-40 минут.
   
  • Наши контакты e-mail: supervire3@yahoo.com тел: +7 905 5238273, +7 916 8205282    
  • Присоединиться к Движению>>>
  • Еще читать


    Пресс-релиз Движения
    Наш манифест
    Поможем друг другу
    Как желать правильно?
    Как помочь исполнению желаний?
    Семейные проблемы
    Первый раз в 1-й класс
    Школьные проблемы
    Школьные стрессы

    Написать