Общественное Движение социально-психологической
             помощи    Р е т р и
Первый раз в первый класс: школа и здоровье ребенка Марк Сандомирский Будь здоров - не болей! Сентябрь 2002 Вот уже несколько месяцев прошло с тех пор, как прозвенел первый сентябрьский школьный звонок. Особенно важным стал он для тех семей, где ребенок пошел в первый класс, и для которых приятные хлопоты и светлые перспективы сопряжены также с повышенной ответственностью и серьезными раздумьями. Ведь когда первые дни в первом классе остаются позади, когда заканчивается праздник и наступает время учебных будней, возникают непростые проблемы не только педагогические, но и психологические, и медицинские. Не секрет, что к школьному обучению, особенно в первом классе, необходимо сегодня относиться как к источнику риска для здоровья ребенка, потому что оно представляет собой нелегкое испытание для его неокрепшей нервной системы. Это повышенные требования, которые предъявляются и к запоминанию и пониманию нового, и к тонкой согласованности движений (письмо), и наконец, к поведению ребенка, вынужденного привыкать к подчинению жестким правилам школьной дисциплины. Постоянный рост потока информации в нашей жизни не обходит стороной и школьную программу, приводя к перегруженности учеников уже с самых первых шагов (не секрет, что нередко по ночам вся семья первоклассника - и родители, и бабушки с дедушками вынуждены ломать голову над задачами из учебника Петерсона. Те, кто столкнулся с такой головоломной проблемой на собственном опыте, поймут автора этих строк.) Кроме того, имено первые месяцы пребывания ребенка в школе, когда происходит его привыкание (адаптация) к новой обстановке, являются периодом особенной ранимости. Здесь необходимо учитывать множество моментов, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье ребенка и объединяемых под названием школьного стресса. Здесь и ломка привычного режима, уклада жизни, и отрыв от родителей, в первую очередь от матери. Ребенок переживает это порой крайне болезненно, особенно если он "домашний", то есть до того не посещал детские дошкольные учреждения. С этим связана и еще одна проблема - такой ребенок, которого педагоги называют "диким", потому что он не имеет достаточного опыта общения со сверстниками, тяжело уживается в коллективе, испытывает трудности в отношениях с одноклассниками. Проблема может быть еще более острой, если ребенок является в семье единственным и не привык соразмерять свои желания с интересами других детей. Не просто складываются у первоклассника и отношения с новыми в его жизни взрослыми - учителями, как бы замещающими на время роль родителей. Отсюда и такие проявления нарушения адаптации ребенка к школе, связанные со стрессом, как утомляемость, вялость, беспокойный сон или наоборот, повышенная сонливость (особенно по утрам). У впечатлительных детей может появляться капризность, плаксивость. Бывает, что снижается аппетит. Школьный стресс может ослаблять и иммунную систему ребенка - отсюда частые простудные заболевания. Иногда во время утренних сборов в школу у первоклассника может вдруг появиться головная боль или заболеть живот. (Ребенок не притворяется и не пытается тем самым хитростью избегать посещения школы - ребенок таким образом испытывает стресс, переживает его на телесном уровне). У детей, которые во время пребывания в школе остро переживают оторванность от семьи, стресс может проявляться в форме так называемой "прилипчивости" к родителям, когда ребенок просто не может выполнять домашнее задание без того, чтобы кто-то из родителей безотлучно сидел с ним рядом и принимал в этом участие. (Подготовка к урокам в этом случае может надолго затягиваться, так как неосознанно становится для ребенка средством удерживать родителей "при себе"). Обыденными являются также нарушения поведения ребенка - от простого нежелания учить уроки до открытого нежелания идти в школу, иногда в форме бурного протеста. И если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то здесь уже рукой подать и до детских неврозов с такими проявлениями, как бурные эмоциональные вспышки (истерики) и повышенное упрямство, а на телесном уровне - мышечные подергивания (тики), заикание и даже порой энурез (эта проблема, свойственная детям более раннего возраста, у первоклассников может обостряться). Как же быть родителям в подобной ситуации, как помочь ребенку, защитить его от школьного стресса? Необходимо окружить вашего ребенка атмосферой повышенного внимания, стараясь хотя и приучать его к дисциплине, но без излишнего нажима. Ваша забота и душевное тепло должны его успокоить и ободрить, смягчить школьные трудности и компенсировать школьную эмоциональную сухость и строгость. Хорошо, если каждый раз после напряженного дня ребенок будет делиться с вами своими переживаниями, выговариваться, не таить в себе школьные обиды. Если же ваш ребенок сталкивается с серьезными трудностями в приспособлении к школьной жизни, на помощь придут современные методы практической психологии (упомянем хорошо зарекомендовавший себя по опыту метод Ретри).
   
  • Наши контакты e-mail: supervire3@yahoo.com тел: +7 905 5238273, +7 916 8205282    
  • Присоединиться к Движению>>>
  • Еще читать


    Пресс-релиз Движения
    Наш манифест
    Поможем друг другу
    Как желать правильно?
    Как помочь исполнению желаний?
    Семейные проблемы
    Первый раз в 1-й класс
    Школьные проблемы
    Школьные стрессы

    Написать